info@aronov-art.ru
Кисилев М

ЛЕВ АРОНОВ


Михаил Киселев

 
Как часто на выставке, привлеченный необычными сочетаниями красок и причудливостью форм, подходишь к заинтересовавшему тебя произведению и через несколько секунд разочарованно спешишь прочь, обнаружив за эффектной манерой внутреннюю пустоту, бесстрастность, отсутствие собственного мира художника. Но зато сколько наслаждения, подлинного,восторга испытываешь, когда сталкиваешься с мастером, которому есть что сказать, который исключительно средствами живописи просто и непретенциозно раскрывает перед тобой богатство человеческих чувств, волнений, переживаний. Тогда искусство, делает тебя обогащенным, и тебе хочется возвращаться к работам, вызвавшим отклик в сердце, хочется серьезнее и глубже узнать того, кто создал их.

Именно таким мастером, больше всего избегавшим поверхностного, никогда не гнавшимся за внешней красивостью, но по-настоящему понимающим законы подлинной живописи, был Лев Ильич Аронов (1909 — 1972). Человек по своей природе очень мягкий, деликатный и скромный, он был тверд в отстаивании своих принципов и убеждений. Весь его творческий путь — это борьба за высокую правду искусства, неприятие всякой фальши, в какие бы одежды она ни рядилась.

Л. И. Аронов вступил в художественную жизнь страны в 1930-е годы. В этот период сформировался круг тем и мотивов его творчества. Как раз тогда излюбленными для художника стали темы материнства, детства, семьи — темы, позволяющие раскрывать мир подлинно гуманистичных, высоких в своей одухотворенности состояний и взаимоотношений людей. Глубокое проникновение в духовную жизнь ребенка, ощущение ее богатства и сложности очень ярко выразились в такой картине живописца, как «Слушает радио» (1938), вызвавшей большой интерес зрителей и критики на выставке в ЦДРИ 1939 года. К сожалению, местонахождение этой работы неизвестно.

Слушает радио

Слушает радио – 1938 г. (местонахождение неизвестно)

Пока не удалось установить, где находится и другая превосходная вещь того же времени «Материнство» (1939). Однако на выставке существует акварель, повторяющая композицию этого произведения. В простом мотиве (изображены мать с ребенком, сидящая на пороге открытой двери деревенского дома, и собака, лежащая у ее ног) выражено очень много. Здесь и ощущение глубины чувства женщины к ребенку, и преклонение художника перед внутренней красотой материнства. Причем жанровый сюжет трактуется не литературно-повествовательно, а раскрывается с помощью только художественных средств. Даже в монохромной акварели мастер стремится передать различными градациями тона мягкость света, скользящего по фигурам, его теплое мерцание, которое соответствует гармоническому состоянию человека.

Материнство

Материнство – 1939 г. (местонахождение неизвестно)

Эмоциональная роль среды, ее одухотворенность — вот при помощи чего достигается выразительная поэтичность в работах Аронова. В «Материнстве» 1938 года богатство солнечных рефлексов, дрожащих в зелени сада, бросающих блики на фигуры матери и ребенка, создает трепетность настроения, которое человек как бы излучает из себя во внешний мир.

Материнство

Материнство – 1938 г.

Материнство

Материнство (вариант) – 1938 г. (местонахождение неизвестно)

Очень часто тема семьи решается художником в интерьере. Интерьеры Аронова интереснейшая сторона его творчества. Он любил изображать свою семью за столом, собравшуюся вместе во время ужина или вечернего чтения. И здесь еще активнее, еще выразительнее выступает среда. Гармоничные, приглушенные краски, тонко разработанные в звучании, передают особую внутреннюю атмосферу духовной близости изображенных людей. Вибрация мазка, перетекание цвета одного в другой сплетают единую органичную ткань картины, которая создает очень целостный и проникновенный образ.

Интерьер

Интерьер в Государственном музее изобразительных искусств – 1954 г. (местонахождение неизвестно)

В автобиографии Аронов писал, что он в своих работах хочет передавать время, в которое ему привелось жить и трудиться. Это время постоянно ощущается в произведениях мастера. Оно чувствуется и в казалось бы камерных, глубоко личных, «семейных» вещах. Во время войны Ароновым была написана картина «Спящий ребенок» (1943) . В холодной, нетопленной комнате спит на диване, укрывшись теплым пледом, девочка. Общая коричневая гамма сумрачна по звучанию. В ней есть настороженность, даже некоторая суровость, передающая общий настрой того периода, когда создавалось произведение.

Спящий ребенок

Спящий ребенок – 1943 г. (местонахождение неизвестно)

Внутренняя тревога есть и в полотне «Поцелуй» (1944) . В этом парном портрете темного фона постепенно выступают лица ребенка и прижавшей его к себе женщины. Грустным вопрошающим взором смотрит детское личико на зрителя. Динамичная и энергичная живописная манера создает состояние внутренней взволнованности. В картине поражает свобода живописного исполнения, сочетающаяся с очень выразительной лепкой формы.

Поцелуй

Поцелуй – 1944 г. (местонахождение неизвестно)

Живой подвижный мазок призван выразить психологическое состояние портретируемых. В этой вещи есть большая глубина проникновения в духовную жизнь человека, есть здесь и явная трагическая нота. Всматриваясь в картину, чувствуешь в ней что-то родственное образам Р. Р. Фалька. Явно выраженная сложность мира ребенка вызывает в памяти и другие ассоциации. Вспоминаешь великих портретистов-психологов прошлого и в первую очередь Рембрандта. Аронов очень хорошо знал и любил старых мастеров. Причем больше всего его интересовали художники, в искусстве которых на первое место выдвигались задачи раскрытия духовной сущности человека — Рембрандт, Микеланджело. В свое время Аронов задумал даже написать картины, посвященные жизни обоих художников. Эскизы этих картин представлены на выставке; особенно выразителен эскиз к картине «Рембрандт» (1939), смелый по живописи, психологически острый по характеристике.

Рембрандт и натурщик

Эскиз к картине «Рембрандт в мастерскои?». Рембрандт и натурщик - 1939

Пристальный интерес к человеку, к его мыслям и думам позволил Аронову создать целую галерею очень интересных портретов. Модели портретов очень разные: это и представители творческой интеллигенции — художники, музыканты, писатели, артисты, это и крестьяне, это и калмыки-скотоводы. Люди различных судеб и профессий интересует мастера, который в каждом из портретируемых подчеркивает его значительность именно как человека со своим индивидуальным характером и всегда богатым строем чувств. Ценность человеческой личности выражена и в «Старухе калмычке» (1940), где подчеркнута ее самобытность, умудренность жизненным опытом. Этим качеством отмечен и «Портрет колхозника Макарова» (1970), раскрывающий внутреннее достоинство крестьянина-труженика.

Старуха с трубкой

Старуха с трубкой – 1940 г.

Даже изображая обнаженную модель, Аронов решает не просто формальные задачи передачи различных ракурсов и поворотов тела. И в эти работы вносится психологический момент, так что каждое «ню» превращается в сложный образ, то лирический, то остро драматический.
Бесконечно влюбленный в жизнь, в многообразие мира, окружающего нас, Аронов старался передать все свои впечатления от действительности в искусстве. Не было такого жанра живописи, к которому он бы не обращался. Аронов писал и тематические картины, и натюрморты, и пейзажи. Среди удачных тематических композиций можно назвать полотно «Мечты» (1960), находящееся в Саранской картинной галерее, многофигурные работы «Студенты» (1970), «Студентки» (1970) и др. И все же не эти вещи определили творческое лицо мастера. Зато пейзаж и натюрморт — это, действительно, неотъемлемая часть художественного наследия Аронова. Без этих жанров невозможно представить себе его искусства.

Студенты

Набросок к картине «Студенты» – 1970 г.

Натюрморты Аронова внешне столь же просты, как и его портреты, интерьеры. Но это простота мудрости, результат большой работы творческой мысли, следовательно, лишь видимая простота. В лучших натюрмортах художник тоже размышляет о времени, о жизни. Использование выразительности фактуры, резкая, подчеркнутая экспрессивная кладка краски, которой Аронов пишет картофелины, мясо, бутыль и деревянную ложку, вызывают беспокойство у зрителя, как бы переживающего волнение мастера, с которым он изобразил военный паек («Натюрморт с мясом», 1945). И, наоборот, чувством высокой гармонии наполнена работа с изображением окна в мастерской художника (1972 г.). Мерный ритм расставленных на подоконнике предметов, величественный античный профиль гипсового слепка, мелодичность зеленоватых, голубоватых и лиловатых оттенков, заставляют проникаться торжественной атмосферой высокого творческого вдохновения.

Окно мастерской

Окно мастерской – 1972 г.

За свою жизнь Аронов написал много пейзажей. Еще в 1940 году он привез из Калмыкии целую серию тонких по живописи пейзажных этюдов. В них уже отчетливо видны особенности Аронова-пейзажиста. Художник любит изображать природу в ее переходные состояния: перед заходом солнца, в утренние часы рассвета. Мастер верно улавливает оттенки освещения, он находит точные соотношения цвета, что дает ему возможность передать лирическую ноту надвигающегося вечера или пробуждения природы после ночного сна.

Часто в пейзажах Аронова присутствуют люди и животные, ибо существование человека не мыслится без его соприкосновения с природой. Органическое единство людей с окружающим их миром хорошо выражено в этюде с верблюдами и этюде «Дети в степи» калмыцкой серии.

Дети в степи

Дети в степи – 1940 г. (местонахождение неизвестно)

Среди пейзажей Аронова особенно много работ, посвященных природе средней полосы России. Художник очень любил русскую деревню. Лишенная внешней броскости, но чарующая своей скромной прелестью красота деревенского пейзажа в самой своей сути была близка искусству мастера. Мотивы среднерусской природы, запечатлеваемые Ароновым, выглядят незатейливо. Он как бы стремится подчеркнуть обыденность того, что изображает. Но в этой обыденности им открывается особая поэзия, та, которую ощущаешь необычайно остро, попадая из шумной городской жизни с ее суетой в размеренную тихую атмосферу села. В пейзажах мастера ничто не отвлекает глаз от рассматривания переходов цвета и в нежной зелени, и в ясном голубом небе, и в свежей желтизне только что обструганных бревен. Искусный колорист, Аронов превосходно владеет законами живописи, основанной на едва уловимых тональных сопоставлениях. Возможно, это результат близкого знакомства художника с Н. П. Крымовым, с его творчеством и теоретическими взглядами.

Крымов

Н.П. Крымов в училище памяти 1905 года, набросок – 1930е гг.

Правдивость верно найденных сочетаний тонов, которая выразилась еще в пейзажах Калмыкии, — одно из основных качеств среднерусских пейзажей Аронова. Именно потому они так и волнуют, что в них живописно уловлено и сохранено все обаяние деревни.
В отдельный цикл следует выделить пейзажи Аронова, сделанные в окрестностях Таруссы, местах, которые были источником вдохновения для многих русских художников. В работах этого цикла запечатлены различные времена года, разное время суток и т. д. Везде Аронов находит своеобразный живописный ключ, заставляющий каждый мотив зазвучать так, чтобы его нота нашла эмоциональный отклик у зрителя.

Таруса

Таруса – 1971 г.

Но не только в живописи раскрылось своеобразное дарование Аронова. Уже сравнительно поздно, в 1958 году, он увлекся такими видами графики, как линогравюра, монотипия и литография. И здесь сказал он свое слово, сказал ярко и интересно. Переход Аронова к гравюре протекал без особых трудностей. Это объясняется тем, что мастер очень хорошо владел рисунком, о чем свидетельствуют карандашные наброски, представленные на выставке. Точность и уверенность штриха, умение выразительно выявить силуэт, контур дали возможность художнику очень быстро овладеть спецификой различных областей графики. Он вырабатывает лаконичную манеру, которая строится на скупых сочетаниях черных и белых пятен, и, пользуясь ими, создает листы «Материнство», «Семья» (1960-е гг.), где обобщенная форма чрезвычайно активизирует силу эмоционального воздействия. В других листах вместо пятна применяется линия, также скупая и в силу этого предельно заостренная. Аронов очень живо очерчивает ею фигуру в линогравюре «Лежащая девочка», которая воспринимается как синтетический образ детства.

Лежащая девочка

Лежащая девочка, линогравюра – 1960е гг.

Наряду с монохромными листами художник создает и цветные гравюры. Но интересно, как вводится цветовое пятно в графические листы. Аронов пользуется им осторожно, так, чтобы не нарушилась специфика гравюры как таковой. Отсюда приглушенность звучания цвета, его ненавязчивость. Рисунок, чисто графическая основа, выступает на первый план в линогравюре «Козочки» и литографии «Весенние березки» (1960-е гг.), а цвет лишь усиливает общее настроение.

Результаты многолетней и напряженной творческой деятельности Аронова в силу разных причин не были показаны широкому зрителю при жизни художника на персональной выставке. Настоящая выставка - это первое серьезное знакомство с работами замечательного мастера, который по праву должен занять достойное место в истории советского изобразительного искусства.
 

1973